Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (4)


Бизнес в Таиланде

Ресторанный бизнес в Таиланде

2.9517

Бизнес в Таиланде

Ведение своего бизнеса в Таиланде имеет свои плюсы и минусы. Особенно если бизнес этот - ресторанный. Давайте рассмотрим все «за» и «против» ведения своего дела в Таиланде на примере опыта нескольких рестораторов Пхукета.  Юрий -  хозяина ресторана «Дом у дороги»,  как обычно зашел на кухню. Тайские повара готовили борщ, а на кухне витал нехарактерный для этого блюда резкий запах.  Когда Юрий открыл кастрюлю с борщом, он  увидел нечто ядовито-бордового цвета. На вкус блюдо оказалось еще хуже. После недолгий выяснений, оказалось, что выделенную на приготовление борща свеклу тайские повара сожгли. За неимением другой положили в борщ кетчуп, который, после продолжительного кипения, разложился до неузнаваемости.  Но как ни ругался хозяин, повара так и не поняли в чем дело, ведь этот странный русский суп получился нужного бордового цвета…

Всего на Пхукете открыты пять самых известных русских ресторанов,  основанных при участии российских инвесторов. Это «Тро-пикоза», «У Ксении», «Дом у дороги», «Rock Hard Cafe» и «Дом пряностей». Пхукетские рестораторы поделились своим опытом общения с тайским персоналом, поиском  места под ресторан и другими секретами ресторанного заработка. Как выяснилось, больше всего клиентов у ресторанов, расположенных на Патонге. Этот район считается лучшим для размещения ресторанов. Поток туристов здесь  гораздо больше, чем на всех остальных пляжах Пхукета, вне зависимости от сезона. Здесь сосредоточена большая часть развлекательных и торговых центров, которые притягивают  туристов из самых разных районов Пхукета.

Найти свободное место под новый ресторан здесь непросто: все занято, а стоимость арендной платы высока.  Сейчас наиболее перспективна территория, расположенная за ТЦ Jungceylon, и участок на третьей линии Патонга, где открываются  новые отели и гест-хаусы. На следующем по привлекательности месте  находятся районы Ката и Карон, и наиболее перспективный   Банг Тао Бич и Сурин, - рассказывает управляющий ресторана «Дом пряностей» -  Егор Табаченко, - первый ресторан был открыт на Патонге. Не так давно еще один - на  пляже Ката. При этом порядка 90 процентов наших посетителей — это гости из России. А пляжи Ката и Карон как раз заняты русскими туристами. Правда, в низкий сезон на Ката мало приезжих, но в последнее время русские все чаще приезжают летом, а это значит, что можно надеяться на рост. По словам Егора, стоимость  аренды помещений на пляже  Ката в два раза ниже, чем на Патонге.

Аренда

Большая часть пхукетских ресторанов открываются на арендованных площадях, так как  приобрести недвижимость в собственность, к примеру, на первой линии Патонга и на Бангла роуд — практически нереально. При этом заключать договор аренды с хозяином помещения лучше в присутствии профессионального риелтора. Это поможет избежать лишних проблем и переплат.  Основная финансовая сложность при аренде ресторана заключается в том, что арендатор вынужден выплатить хозяину недвижимости так называемые  «key money» — депозит за помещение. Получается, что кроме затрат на открытие, ресторатору приходится тратиться на оплату депозита. На Бангла Роуд  сумма «key money» начинается от 13 млн. бат. При этом стоимость долгосрочной аренды составляет в среднем 2,5 тыс. бат за 1 кв. метр  в месяц.

Собственное помещение дает полную независимость от арендодателя. Александру и Наталье Колесниковым, владельцам ресторана «Тропикоза», повезло купить готовый ресторан вместе  с помещениями на улице между первой и второй линией. «Мы изучили рынок, обратившись к риэлтору. А вечерами стояли и считали, сколько посетителей проходит за час»,— рассказывают рестораторы. Приобрести  ресторан вместе с помещением на Пхукете — большая удача. Как правило, на рынке предлагаются контракты долгосрочной аренды.

Для того чтобы открыть ресторан в России, необходимо собрать сотни документов и соблюсти тысячу правил. В Таиланде этот процесс проще. Обязанности по оформлению всех документов, получению лицензий и учету рестораторы, как правило,  отдают на аутсорсинг компаниям, проводящим бухгалтерский учет и аудит. Тайская система контроля несколько напоминает ситуацию 90-х годов в России. Главное здесь  — это исправно выплачивать аренду и «социалку» для персонала.

Персонал

При выборе персонала рестораторы  используют специальные тайские сайты или принимают людей по рекомендации. В среднем заработная плата официанта на Пхукете составляет  — 10 тыс. бат, при наличии бонусов за хорошую работу —15-20 тыс. бат. Бармены, владеющие  английским  языком, получают   15- 17 тыс. бат. Но денежный вопрос здесь далеко не решающий.   Русские рестораторы говорят, что для того чтобы добиться от тайских работников добросовестного исполнения всех поставленных задач, необходимо обладать крепкими нервами и завидным пониманием тайской души. К примеру, в «Тропикозе» сменили порядка пятнадцати  официантов, прежде чем набрали постоянный персонал. Эффективное управление тайским персоналом возможно лишь при понимании, что тайский менталитет в корне отличается от русского. Вполне реально обучить тайского повара готовить русское блюдо хорошо. Но надо знать, что тайцы – люди невнимательные, поэтому они могут оставить борщ без свеклы. Именно поэтому тайскому ресторатору придется потратить немало времени на воспитание своих подчиненных, прежде чем те начнут исправно работать. Но и тогда не отпадет необходимость держать кухню под неусыпным контролем.

Конечно, приготовление того или иного блюда можно довести до автоматизма. Но как быть, если клиенты просят приготовить это блюдо, например, с картошкой, а не капустой, как указано в меню. В таких случаях у тайского повара случается «программный сбой»: он попросту не может сориентироваться. В большинстве случаев, он улыбнется, кивнет, но сделает все так, как указано в меню. Тайских сотрудников сложно заставить делать то, что им не свойственно.  Еще один яркий пример: тайцы не используют нож во время еды, поэтому во время сервировки столов для европейцев часто забывают положить его рядом с тарелкой.  В России за подобные провинности  повар получает грубый выговор с лишением части заработной платы. В Таиланде подобный способ воспитания персонала воспрещен.  В комплексе с невнимательностью тайские работники  обладают развитым  чувством собственного достоинства. И если вы кричите, значит, теряете и «свое лицо» и «доверие» работника. Именно поэтому русские рестораторы ищут иные способы управления тайским  персоналом. Яна Финн, исполнительный директор «Rock Hard Cafe», предлагает использовать систему  штрафов и поощрений. Штрафовать можно за такие провинности, как опоздания на работу или неправильно приготовленное блюдо и прочее. Необходимо четко объяснять работнику, в чем проблема, это только покажет, насколько сильно вы его цените. Но некоторые рестораторы отказываются от метода штрафов и поощрений, считая его бесполезным.

Сколько можно заработать?

Первые год-два ресторану приходится работать «на репутацию», а ощутимые доходы приходят со временем. Но и в будущем сверхприбылей ждать не стоит, в среднем доходность этого бизнеса в Таиланде ниже, чем в России. И основная причина тому – чередование сезонов. По оценкам рестораторов, если проект достаточно раскручен и расположен на первой линии Патонга, чистая прибыль в высокий сезон может достигать 80—100%. В низкий сезон доходы заметно падают, так  как сокращается число посетителей. При этом средний чек падает в два раза. Но оплата персонала остается на прежнем уровне, да и сработать «в ноль» считается хорошим результатом. По оценкам бывалых рестораторов, при приобретении  помещения  в собственность ресторан окупится  за 5—7 лет, сроки окупаемости ресторана на арендованных площадях меньше — всего 2-3 года.








Еще по теме:


© AmazingPhuket.ru, 2008-2011 Все права защищены. Копирование информации без активной ссылки на ресурс не допускается.